Постановка задачи исследования
Анализируя представленную выше информацию, отметим следующее.
Наиболее перспективными, с точки зрения эффективности, универсальности, технологичности, ресурса и т. п., являются многослойные пластинчатые демпферы. Поэтому в настоящей работе им уделено максимальное внимание. Однако в ряде случаев целесообразно применение тросовых виброизоляторов и виброизоляторов из материала МР.
Сосредоточенное демпфирование вне резонансной зоны вносит отрицательные аспекты в характеристику динамической системы
объект демпфирования—корпус. Поэтому следует попытаться разработать принципиально новые средства подавления вибрации, лишенные этого недостатка.
Совершенно не исследовано влияние силовых и технологических факторов на эффективность подавления вибрации и поведение динамической системы объект—опора в целом.
Анизотропия жесткостных характеристик опор роторов турбомашин оказывает существенное влияние на АЧХ колебаний ротора. Исследованиями колебаний роторов с одним диском на валу двоякой жесткости на анизатронных упругодемпферных опорах занимались В. Р. Фут и Н. Порицкий, Ж. М.Л. Гладвель, А. Тополь, Т. Ямамото и др. (см., например, работы [81—85, 134, 135, 143—145].
В работах В. Р. Фута и Ж. М.Л. Гладвелля рассмотрены различные приближенные методы определения границ устойчивости движения ротора.
В работах Т. Ямамото и Н. Ота исследовалось влияние демпфирования на расположение границ и ширину зон неустойчивости.
А. Тондлем исследовал вынужденные колебания от действия дисбаланса и веса, определил зоны неустойчивости и соответствующие им критические частоты вращения ротора, влияние демпфирования на ширину зон неустойчивости.
Большинство исследователей [128, 88, 72, 120] отмечают, что анизотропия жесткости опор ротора является отрицательным фактором, приводящим к расширению областей неустойчивости движения ротора, увеличению резонансных амплитуд, а также к возникновению дополнительных областей неустойчивости и соответствующих им критических областей.
Некоторые исследователи (см., например, работы [71, 3, 141, 127]) утверждают, что анизотропия жесткостных характеристик опор ротора в ряде случаев оказывает частично стабилизирующее воздействие на движение ротора, подавляя некоторые резонансы. В то же время обостряются другие резонансы, возможно возникновение дополнительных колебаний на более высоких частотах.
Практика эксплуатации многослойных гофрированных упругодемпферных опор роторов авиационных ГТД показала, что такие опоры имеют асимметрию жесткостных характеристик. Можно исследовать колебания ротора на существующих анизотропных многослойных гофрированных упругодемпферных опорах и выявить теоретически или экспериментально, как влияет анизотропия жесткости опор на АЧХ
системы ротор—корпус. Однако такая работа явилась бы по сути одной из работ, подобных [128, 88, 72, 120]. Такое решение проблемы было бы недостаточно корректным. В самом деле, решение задачи выявило бы многозначность влияния фактора анизотропии У ФХ опор на поведение ротора. Не зная параметров, определяющих анизотропию УФХ опор ротора, мы не смогли бы рационально управлять исходными данными с целью приведения АЧХ системы ротор—корпус к требуемому виду. Кроме того, решение такой задачи не позволило бы создать оптимальную, с точки зрения анизотропии УФХ, конструкцию демпфера для произвольной системы ротор—корпус.
Поэтому первоочередными задачами данной работы являются исследование анизотропии УФХ МКГД, выявление параметров, определяющих ее величину, приобретение навыков управления этими параметрами с целью ее снижения, экспериментальная проверка результатов расчетных исследований.
В работе [128] отмечено, что демпфирование ограничивает амплитуды колебаний в резонансной зоне не при всех сочетаниях параметров, характеризующих геометрию ротора, опор и демпфирования в опоре, а также, что демпфирование носит оптимальный характер.
Однако, как показали наши исследования [108, 6, 7], демпфирование в МКГД носит асимметричный характер. Научиться целенаправленно изменять асимметричность демпфирования в опоре было бы в этой связи важным достижением работы.
Первые шаги подхода к исследованию анизотропии УФХ МКГД сделаны в работе Ю. К. Пономарева [106]. В этой работе на базе знания законов деформирования гофрированного однопролетного элемента и изменения свойств этого элемента при включении его в неразрезную многопролетную систему создана инженерная методика расчета УФХ многослойных гофрированных унругодемпферных опор. Алгоритм расчета УФХ демпфера при одноосном деформировании его вибровозбудителем свелся к расчету контуров упругогистерезисных петель отдельных пролетов в координатах «нормальная сила— нормальное перемещение», к определению сил трения в местах контактов гофров с внутренним кольцом демпфера и к нахождению суммы проекций всех этих сил на некоторую ось У в системе координат ХОУ.
Исходными данными для расчета служит совокупность физических и геометрических параметров демпфера. Результаты расчета — функция сопротивления демпфера в зависимости от текущего пере-
мещения вала в опоре (поле упругогистерезисных петель), зависимости циклической рассеиваемой энергии A коэффициента рассеивания i|f и среднециклической жесткости от амплитуды силы сопротивления демпфера Р или амплитуды перемещения в опоре А.
Однако следует отметить, что одноосное деформирование реализуется при колебаниях роторов ДЛА не часто. Многослойная упругодемпферная опора ротора работает в таком режиме, например, при восприятии статических нагрузок. Разработанный алгоритм расчета будет полезен также при исследовании УФХ упругодемпферных опор трубопроводов, лопаток компрессоров, турбин и т. п. Для того чтобы имитировать условия работы МКГД в качестве опоры ротора ДЛА, необходимо решить задачу расчета УФХ опоры при прецессионном движении вала. ,
Алгоритм расчета УФХ МКГД в указанном случае свелся к решению системы нелинейных алгебраических уравнений. Исходными данными для расчета служил годограф суммарной нагрузки, действующей на демпфер, и совокупность геометрических и физических параметров демпфера.
В результате решения находились траектории движения центра вала и значения углов сдвига фаз между векторами полной силы сопротивления демпфера и полного перемещения для всех положений вектора внешней нагрузки. Эти результаты использовались затем для определения жесткости С и момента сопротивления прецессионному движению вала Afcn для любого углового положения и
модуля внешней силы.
Определялись также циклическая рассеянная энергия и критерии оценки анизотропии жесткостных Кс и демпфирующих Kw свойств.
По данной методике на ЭВМ были выполнены расчетные исследования, которые выявили, что па анизотропию УФХ МКГД оказывает существенное влияние соотношение между постоянной силой и
методика расчета в силу своего конструктивного построения дать не могла.
Указанный довод привел к поиску нового подхода к решению задачи. Вновь разработанная модель [108] дает возможность в условиях, максимально приближенных к реальным, впервые в широком
диапазоне физических и геометрически параметров исследовать УФХ МКГД. Поэтому целесообразно было расширить программу машинного эксперимента и получить результаты, не только имеющие целью определение степени анизотропии УФХ демпферов, но и расчетные зависимости, характеризующие влияние различных факторов на жесткости ые и диссипативные свойства опоры.
Кроме того, используя разработанную в [106] модель для одноосного деформирования многослойных гофрированных опор, целесообразно выполнить некоторые расчетные исследования, часть из которых может быть использована при оценке анизотропии УФХ демпферов опор роторов турбомашин, а другие — при использовании многослойных опор в качестве гасителей колебаний трубопроводов или других конструктивных элементов транспортного машиностроения.
Практика эксплуатации многослойных упругодемпферных опор отечественных ГТД показала, что имеет место разброс вибрационных характеристик двигателей. Одной из причин этого может быть разброс УФХ МКГД в серийном производстве. Поэтому в серийном производстве необходим стенд для контроля УФХ изготавливаемых демпферов. Такой стенд в условиях, имитирующих работу демпфера в составе штатных изделий, с достаточной достоверностью, просто и быстро даст возможность определить УФХ испытываемой опоры. Данный стенд позволит также сравнить эффективность упругодемпферных опор различной конструкции и выбрать из них наилучшие.
Испытания на таком стенде дадут возможность определить достоверность расчетных моделей и, в частности, подтвердить или опровергнуть результаты, полученные в данной работе расчетным путем.
Создание такого стенда, а также методик экспериментальных исследований и обработки результатов экспериментов являются важными задачами данной работы.
Как было уже отмечено выше, у разных двигателей одной серии имеет место разброс но вибрационным характеристикам. Необходимо решить вопрос о том, не может ли при существующей технологии изготовления и сборки многослойных гофрированных упругодемн — ферных опор иметь место разброс их УФХ, который по мнению специалистов ряда моторостроительных предприятий мог бы стать одной из вероятных причин разброса вибрационных характеристик двигателей.
Задачей настоящих исследований является создание расчетного метода определения разброса УФХ МКГД в серийном производстве.
Такой метод позволит, зная определяющие параметры УФХ опоры, а также используя существующие технологии изготовления и сборки демпферов в серийном производстве, оценить возможный разброс их УФХ и выявить факторы, изменение которых в разумных пределах позволило бы снизить этот разброс.
Слабо изученной к настоящему моменту является проблема исследования гистерезиса при пространственном нагружении. Необходимо попытаться создать достоверные математические модели реальных демпферов при сложных траекториях движения вибратора, реализуемых на практике.
В работах [131, 129, 118, 67J представлены расчетные модели упругопористого материала МР, нашедшего широкое применение в последние годы в, авиационной и ракетно-космической технике, на железнодорожном транспорте, в судостроении.
Однако, во-первых, эти расчетные модели далеки от совершенства, во-вторых, требуют для расчета определенное число полученных экспериментально для каждой конкретной задачи поправочных коэффициентов, что сводит на нет эффективность методик при их практическом использовании. И, наконец, в указанных методиках неполно реализованы условия реального нагружения упругогистерезисных элементов на практике.
В этой связи весьма целесообразной будет попытка разработать достаточно достоверную математическую модель материала МР в режиме прецессионного демпфирования.
И, наконец, учитывая возможность новых перспективных конструктивных разработок, выявленную в п. 1.1 и 5.1 настоящей работы, необходимо попытаться создать патентоспособные конструкции УД О, отвечающие современному уровню научно-технических достижений отечественной и зарубежной авиационной и ракетной промышленности и транспортного машиностроения.
Необходимо также на основании результатов настоящих исследований выработать практические рекомендации по оптимальному выбору конструкции, технологии изготовления и сборки, методам исследований и испытаний, практике эксплуатации в серийном производстве многослойных гофрированных упругодемпферных опор.
Важность поставленных задач, без решения которых невозможно выбрать рациональный путь дальнейших исследований, возможность самостоятельного решения этих задач в отрыве от динамики и, наконец, большая трудоемкость и объем вьшолнешіьіх разработок и ис
следовании заставили автора ограничиться кругом рассматриваемых вопросов.
Целью настоящей работы является:
• разработка достоверных методик расчета виброизоляторов различных типов для различных условий работы;
• исследование на базе разработанных методик свойств вибро — изоляторов и выявление наиболее перспективных конструкций;
• исследование анизотропии УФХ виброизоляторов, обусловленной конструктивными особенностями и технологическими факторами;
• разработка математической модели пространственного гистерезиса для сложных траекторий движения цапры в опоре;
• разработка математической модели упругопористого материала в режиме прецессионного деформирования;
• разработка динамической модели ротор—корпус с учетом силовых факторов и исследование влияния силовых факторов на вибрационные характеристики агрегатов транспортных систем;
• разработка методов и средств экспериментального исследования свойств виброизоляторов в статике и динамике в модельных и натурных условиях;
• разработка модели и исследование влияния технологических факторов в условиях серийного производства на свойства изготовленных виброизоляторов;
• разработка новых перспективных конструкций виброизоляторов для различных условий эксплуатации агрегатов транспортных систем на основе гофрированных пластин тросов, материала метал — лорезииа и их комбинации;
• разработка классификации виброизоляторов на основе тросов, материала металл орезииа, гофрированных пластин или их комбинации;
• разработка новых методов и средств подавления вибрации;
• внедрение полученных результатов в народном хозяйстве.